В Беларуси наличие ТЦ вовсе не гарантирует присутствие качественных и доступных товаров

19.04.2015
37 +1
№ 156
В Беларуси обеспечение торговой недвижимостью населения находится под контролем правительства. Даже в условиях кризиса это приносит желаемый результат, чего нельзя сказать о ритейлерах и владельцах ТЦ, которым никто не может гарантировать успех в текущей экономической ситуации. Взаимосвязано ли благополучие этих двух сторон находящихся по разные стороны прилавка? Как не парадоксально да. Начало 2015 года свидетельствует о том, что международные торговые сети откладывают выход на рынок Беларуси и имеющиеся в стране ТЦ могут остаться попросту полупустыми.

В складывающейся ситуации становится понятным, что плановое обеспечение населения торговыми площадями без надлежащей поддержки розничных сетей оказывается лишь полумерой. В конечном счете, наличие ТЦ вовсе не гарантирует присутствие качественных и доступных товаров. Мало того их большое количество на фоне отсутствия достаточного количества арендаторов может лишь ухудшить ситуацию вызвав банкротство девелоперов и инвесторов. Что неминуемое скажется негативно на конечных покупателей товаров за счет сокращения рабочих мест, падения доходов и т.д.

Можно ли как то улучшить ситуацию, при которой стимулированное властями строительство ТЦ столкнулось со снижением активности торговых сетей и самой розничной торговли? Вероятно да. Белорусское правительство в отличие от властей большинства иных государств сохраняет значительное влияние на развитие экономики в стране. Продолжающийся прирост жилищного строительства лишнее тому подтверждение. Другое дело, что мировой опыт подобного плана крайне не значителен. Вследствие чего экспертам по большому счету придется "изобретать велосипед".

Рассмотрим некоторые возможные пути привлечения арендаторов в крупные ТЦ с целью обеспечения населения качественными товарами международных брендов. Наиболее эффективным путем является снижение налогового бремени для самих розничных сетей, осуществляющих импорт товаров. В условиях неминуемого снижения арендных ставок и достаточно стабильных доходов самих белорусов это может оказаться эффективным способом привлеченияв страну крупных производителей товаров. Помимо этого за счет данной меры можно регулировать приток товаров, определяя их товарную номенклатуру и среднюю стоимость.

Еще одним шагом по развитию торговли может стать учреждение производств популярных товаров на территории самой Беларуси. Однако данный метод потребует большего времени, в то время как угрожающая ситуация с ТЦ начинает отмечаться уже сейчас.

Помимо налогового субсидирования привлечь торговые сети в Беларусь могут централизованные государственные закупки тех или иных товаров. Речь может дитедаже об участии государства в реализации ряда товаров. В данном контексте речь идет о подобии одного из методов расчета за аренду ТЦ. В ряде стран таковые сдаются не по фиксированным арендным ставкам, а за проценты от общего объема реализованных товаров. С учетом того, что распространение таковых может осуществляться за счет государственных средств или средств собранных в рамках частно-государственного сотрудничества это может оказаться достаточно эффективной мерой заполнения ТЦ.

В конечном счете, государство может отказаться от стимулирования зарубежных торговых сетей,сконцентрировав усилия на поддержке национальных девелоперов и инвесторов вложивших средства в ТЦ. Возведение таковых активно осуществлялось во многом с подачи самого государства. Какой из методов выберет правительство и сочтет ли оно нужным вообще, что-то делать покажет ближайшее время.

Пока же обеспеченность торговой недвижимостью жителей Минска может достичь в текущем году 700 кв. метров на 1 тыс. жителей*. Для сравнения в 2011 году это же значение составляло лишь 300 кв. метров. Будет ли что покупать на данных площадях или они превратятся в магазины-призраки,зависит от всех нас.

*Активное строительство ТЦ осуществлялось в рамках решения правительства по удвоению обеспеченности торговой недвижимостью жителей Беларуси.

Кулюк Павел

Автор публикации yesdreamtravel