Краснодар: жизнь со знаком качества
Качественная среда предполагает создание инфраструктуры. И в этом направлении в Краснодаре ведется большая работа.
Требования представителей власти к игрокам рынка максимально серьезны: каждая получающая разрешение на строительство компания обязана обеспечить свой жилмассив проектом планировки, в котором прописаны все элементы структуры одного или нескольких кварталов. Речь идет не только о жилых домах, но и о зеленых насаждениях, детских садах, школах.
В том, что это пожелание мэрии будет реализовано, сомневаться не приходится. В городе сильно сокращаются темпы выдачи разрешений на строительство. Право работать получают теперь только те компании, которые готовы вкладываться в благоустройство.
Так, если в 2015 году выдали около 1000 разрешений, то уже в 2016-м — 421, а в 2017-м еще меньше — 327, говорит Игорь Мазурок, заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства Краснодара.
Конечно, идеальным вариантом было бы строительство дорог и бытовой инфраструктуры за государственный счет. Но затраты для бюджета неподъемны: только на авторазвязки требуется в общей сложности более 100 млрд рублей. Поэтому власть и призывает на помощь бизнес.
Необходимость уйти от бессистемной застройки девелоперам диктует не только местная власть, но и сами покупатели квартир в Краснодаре. Их предпочтения за последние годы изменились, поясняет Александр Полиди, заслуженный экономист Кубани. В край стали все чаще приезжать либо очень успешные люди, либо представители «верхушки» среднего класса. Эти переселенцы являются наиболее экономически ценными для массового рынка недвижимости. Они предъявляют повышенные требования к городской среде, ландшафту, транспортной инфраструктуре, жилью, коммерческой составляющей ЖК.
Чтобы немного снизить затраты бизнеса на строительство соцобъектов, муниципальные власти участвуют в государственных программах по возведению школ и детских садов. Застройщикам, владеющим крупными земельными массивами, администрация предлагает отмежевывать участки, пригодные для возведения учебных заведений, и передавать их городу. Тогда у мэрии появляется возможность привлекать федеральное финансирование.
Примечательно, что комплексно развивать планируется не только сам Краснодар, но и ближайшие к нему населенные пункты, входящие в так называемую Краснодарскую агломерацию (например, Динской, Северский, Красноармейский, Тахтамукайский (Адыгея) районы, город Горячий Ключ).
Это особенно актуально в свете последних трендов мировой экономики, когда между собой конкурируют не страны и регионы, а именно агломерации, подчеркивает Александр Полиди. Они ведут борьбу за «человеческий капитал», то есть за высокий миграционный поток. Чтобы выиграть в ней и получить шанс войти в «золотую тысячу» мировых агломераций Краснодар и соседние муниципалитеты должны обеспечить людей качественной инфраструктурой.
Власти понимают, что важную роль здесь играет транспортная составляющая, ликвидация автомобильных пробок. И вот кратко лишь некоторые проекты, к реализации которых приступят в ближайшее время. Так, в 2018 году начнется проектирование Дальнего Западного обхода. Ввод дороги в эксплуатацию может состояться уже через несколько лет и повысит инвестиционную привлекательность Краснодара, т. к. по ней будут следовать грузы в Крым. Есть плюс в ее строительстве и для жителей города: новая магистраль ликвидирует излишнюю нагрузку на улицы.
Кроме того, в мэрии собираются при помощи федеральной власти провести модернизацию проходящей мимо города трассы М4 «Дон», а также создать внутри муниципалитета новые транспортные артерии непрерывного движения, параллельные существующим дорогам.
«Город концентрирует бюджетные ресурсы на тех направлениях, где ожидается «прорыв» в развитии, ремонтирует дороги там, где в них есть наибольшая потребность и создаются новые жилые комплексы», — отмечает Игорь Мазурок.
Таким образом, и администрация, и частные компании стараются общими силами превратить кубанскую столицу в современный и комфортный мегаполис. А значит, в недалеком будущем квартиры в новостройках Краснодара станут еще более привлекательными объектами для инвестирования.